24.01.2017 18:24
admin: Боевые роботы, точнее говоря, дистанционно управляемые боевы...
22.07.2016 19:35
admin: Еще одна цитата из книги, которую считаю интересной для публ...
Книга «Живая организация». Генетические алгоритмы в производственных процессах
25.03.2016 16:32
admin: … Я пошёл своей собственной тропой, не зная и не спрашивая н...
23.08.2015 16:51
admin: В принципе, связка Excel и SolidWorks может помочь добиться ...
Книга «Пятая дисциплина» Питера Сенге и стихотворение «Гражданская война» Максимилиана Волошина. Что между ними общего и почему я их перечисляю в такой, на первый взгляд, необычной связке?
Обучающиеся организации строятся на таких опорах, как: системное мышление, интеллектуальные модели, личное совершенствование, совместное видение, групповое обучение и диалог. Групповое обучение. Совместное видение и диалог… Перечисленные качества указываются автором книги как необходимые при построении организации нового типа.
Но что такое диалог? Помимо просто умения слышать собеседника и не достраивать за ним незавершенные образы и аргументы, это еще и способность поставить себя на его место. Способность не видеть в своей позиции истину в последней инстанции и умение принять чужую позицию.
Диалогичность, способность считаться с чужим мнением, обладает недостатком — она лишает своего обладателя определенной доли энергии. Ведь монологичность, с ее девизом «Кто не с нами, тот против нас», дает силу внутренней правоты и стремление добиться своего любой ценой.
Однако следует помнить, что ситуация «победитель — побежденный» не обладает устойчивостью и не является стабильной. Ситуация «победитель — победитель» куда надежнее задает общий вектор развития всей организации.
Стихотворение «Гражданская война» показывает способность человека, весьма далекого от идеалов новой советской власти, вести диалог между «красной» и «белой» идеями.
Итак, стихотворение.
Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
Красная идея подавляется, белая возвышается. Образ нищеты и бунтарей против образа военных и разоренных поместий.
В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.
В других — лишенных всех корней —
Тлетворный дух столицы Невской:
Толстой и Чехов, Достоевский —
Надрыв и смута наших дней.
Красная идея получает поддержку, показывается жизненная энергия, наполняющая её. А белая идея удостаивается негативных образов вырождения.
Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле...
В других весь цвет, вся гниль империй,
Все золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.
Писатель не только предвидел будущее возжелание мещанского рая и загнивание красной идеи, но и показал неправду белого антитезиса — гниль империй, тлен идей, фетиши, суеверия…
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
Белые хотят сковать Россию — еще одна неправда белого антитезиса. А красные, хотя и разнуздывают стихию (их неправда), но хотят пересоздать весь мир.
В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,
Обе идеи обладают неправдой — гнев, жадность, мрачный хмель, разгул. Шаг к синтезу обеих идей.
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Размыкать и продать врагам:
Сгноить ее пшеницы груды,
Ее бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.
И красный тезис, и белый антитезис опасны иноземным злом, содержащимся в них.
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
Монологизм с его «Да будут прокляты безразличные» и нежелание друг друга понимать. И только в последних строках, хотя открыто не показывается, угадывается диалогичность поэта.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Вот так. Книга и стихотворение показывают препятствия к развитию человека, которые требуют преодоления. Два неумения - слышать других и вести диалог – вот проблемы, которые поднимают в своих работах авторы. Насколько трудно преодолеть эти барьеры, показано в стихотворении.
Комментарии: