Пятая дисциплина

Диалог — опора обучающихся организаций

Обучающиеся организации

Книга «Пятая дисциплина» Питера Сенге и стихотворение «Гражданская война» Максимилиана Волошина. Что между ними общего и почему я их перечисляю в такой, на первый взгляд, необычной связке?

Обучающиеся организации строятся на таких опорах, как: системное мышление, интеллектуальные модели, личное совершенствование, совместное видение, групповое обучение и диалог. Групповое обучение. Совместное видение и диалог… Перечисленные качества указываются автором книги как необходимые при построении организации нового типа.

Но что такое диалог? Помимо просто умения слышать собеседника и не достраивать за ним незавершенные образы и аргументы, это еще и способность поставить себя на его место. Способность не видеть в своей позиции истину в последней инстанции и умение принять чужую позицию.

Диалогичность, способность считаться с чужим мнением, обладает недостатком — она лишает своего обладателя определенной доли энергии. Ведь монологичность, с ее девизом «Кто не с нами, тот против нас», дает силу внутренней правоты и стремление добиться своего любой ценой.

Однако следует помнить, что ситуация «победитель — побежденный» не обладает устойчивостью и не является стабильной. Ситуация «победитель — победитель» куда надежнее задает общий вектор развития всей организации.

Власть советов. Обсуждения

Стихотворение «Гражданская война» показывает способность человека, весьма далекого от идеалов новой советской власти, вести диалог между «красной» и «белой» идеями.

Итак, стихотворение.

Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.

Другие из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.


Красная идея подавляется, белая возвышается. Образ нищеты и бунтарей против образа военных и разоренных поместий.

В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.

В других — лишенных всех корней —
Тлетворный дух столицы Невской:
Толстой и Чехов, Достоевский —
Надрыв и смута наших дней.


Красная идея получает поддержку, показывается жизненная энергия, наполняющая её. А белая идея удостаивается негативных образов вырождения.

Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле...

В других весь цвет, вся гниль империй,
Все золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.


Писатель не только предвидел будущее возжелание мещанского рая и загнивание красной идеи, но и показал неправду белого антитезиса — гниль империй, тлен идей, фетиши, суеверия…

Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.


Белые хотят сковать Россию — еще одна неправда белого антитезиса. А красные, хотя и разнуздывают стихию (их неправда), но хотят пересоздать весь мир.

В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,


Обе идеи обладают неправдой — гнев, жадность, мрачный хмель, разгул. Шаг к синтезу обеих идей.

А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Размыкать и продать врагам:

Сгноить ее пшеницы груды,
Ее бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.


И красный тезис, и белый антитезис опасны иноземным злом, содержащимся в них.

И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».


Монологизм с его «Да будут прокляты безразличные» и нежелание друг друга понимать. И только в последних строках, хотя открыто не показывается, угадывается диалогичность поэта.

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.


Вот так. Книга и стихотворение показывают препятствия к развитию человека, которые требуют преодоления. Два неумения - слышать других и вести диалог – вот проблемы, которые поднимают в своих работах авторы. Насколько трудно преодолеть эти барьеры, показано в стихотворении.

автор: admin
21.05.2013 21:43

Комментарии:

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные авторизованные пользователи.
Авторизация / Регистрация