24.01.2017 18:24
admin: Боевые роботы, точнее говоря, дистанционно управляемые боевы...
22.07.2016 19:35
admin: Еще одна цитата из книги, которую считаю интересной для публ...
Книга «Живая организация». Генетические алгоритмы в производственных процессах
25.03.2016 16:32
admin: … Я пошёл своей собственной тропой, не зная и не спрашивая н...
23.08.2015 16:51
admin: В принципе, связка Excel и SolidWorks может помочь добиться ...
Из двухчасовой записи беседы Шаталова с учителями выделил для себя несколько моментов.
ОБЪЯСНЕНИЕ МАТЕРИАЛА У ДОСКИ ТРЕБУЕТ ДРУГОГО ЯЗЫКА
Шаталов на доске решил две геометрические задачи. В ходе решения он ни разу не использовал буквенные обозначения. "Возьмем треугольник ABC. Проведем высоту AD." Буквы нужны составителю учебника, чтобы читатель мог проследить за ходом его мысли. Когда же урок проходит в режиме "учитель-ученик", буквы становятся не нужны. Ученик не отвлекается на незначительные детали, вникает в суть задачи.
БУХГАЛТЕРИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
Ученики в школе мало говорят на уроках. Практика ведения семинаров в обычных средних школах показывает, что дети не умеют говорить, грамотно и коротко отвечать у доски. В школе ученик говорит в среднем 2 минуты.
Словарный запас, используемый дома еще ниже: "Уроки сделал?", "Телевизор не смотри.", "Руки помыл?", "Иди кушать." Речевого общения ни дома, ни в школе нет.
Поэтому важно, чтобы учитель использовал на уроке как можно более широкий словарный запас.
Важно понимать структуру урока. И значимым показателем здесь является количество слов, произнесенных на уроке учителем и учениками.
На первых уроках учитель всегда много говорит. Он объясняет правила занятий, даёт первичный материал.
С каждым уроком речь учителя должна становиться всё меньше и меньше. И приходит урок, когда учитель замолкает. На доске список задач и ученики приступают к их решению.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ФИЗИКЕ
Опыты по физике проводит не учитель, а сами ученики. За исключением случаев, когда при проведении эксперимента требуется строгое соблюдение техники безопасности или если используется дорогой прибор.
Учащиеся проводят опыты сами, без подсказок учителя, в течение одного урока. За отведенное время выполняется необходимая школьная программа: все 25 демонстраций (не более одной минуты на опыт).
Парты ставятся вдоль стен класса, и на них размещают приборы. Учащиеся последовательно проходят подготовленные лабораторные столы и делают опыты. Поскольку эксперименты как правило не требует длительной подготовки по нагреву или сборки моделей, работы проводятся быстро.
После проведения опытов школьники садятся за столы и описывают каждую работу. На описание каждой работы уходит тоже минута.
Шаталов продемонстрировал у доски как проходит описание опытов. Меня особенно удивила краткость и точность описания проведенного опыта.
Вот в качестве примера опыт с расширением газа при нагревании.
Шаталов рисует на доске иллюстрацию к опыту и одновременно объясняет суть работы.
"Берем колбу, опускаем горлышком в воду, обхватываем руками, из горлышка выходят пузырьки воздуха. Воздух при нагревании расширяется".
Всё. Опыт рассказан и показан. На выполнение рисунка и пояснений к опыту потребовалось 35 секунд. Просто отличная подача материала.
ЕДИНАЯ БАЗА КОНСПЕКТОВ - ЭТО ВАЖНО
Важно использовать в работе единую базу конспектов, составленную учителем. В течение года дети могут сделать один-два опорных конспекта, но использовать их в процессе обучения нельзя по двум причинам:
- такие конспекты неудобно проверять учителю (конспектов просто много);
- постоянные споры по выявлению лучшего конспекта.
Если нет единой базы конспектов - методика Шаталова перестает работать.
МЕТОД ЧТЕНИЯ ПО ШАТАЛОВУ
Шаталов одновременно читает до 10 книг. В день прочитывает около 40 страниц, после чего кладет книгу вниз стопки. На следующий день берет книгу верхнюю и по прочтении кладет её снова вниз стопки. На прочтение всей стопки уходит примерно 3 месяца, в течение которых книга неоднократно пролистывается с самого начала и повторяется в памяти.
Пока всё.
Комментарии: