Образование

Система Макаренко. Интервью с А.С. Калабалиным

Изображение

Посмотрел интересное интервью с Антоном Семеновичем Калабалиным, темой которого является методика Макаренко. Прилагаю записи, которые помогут в общих чертах ознакомиться с содержанием беседы. Само интервью можно посмотреть на youtube, ссылка ниже прилагается.


Интервью можно посмотреть здесь.

Изображение

Заметки, сделанные в ходе просмотра.

Последователи Макаренко – кто они?
У Макаренко было много последователей, в том числе и из выпускников коммуны. Но по настоящему работу педагога продолжили два выпускника – Алексей Григорьевич Явлинский и Семён Афанасьевич Калабалин.
Важно заметить, что методика создания и развития школы сильно зависит от личности педагога и не терпит слепого копирования наработок, которые успешно применялись в другом коллективе.
В 50-х годах была сделана попытка создать школу на основе полностью скопированных методов работы Макаренко. Опыт закончился неудачей.

Есть ли у Макаренко последователи сегодня?
Последователи есть. Они ищут свои методы работы, поскольку нельзя слепо копировать чужие наработки.

Какими качествами должен обладать педагог?
Педагог в первую очередь должен быть таким, каким хочет видеть своего воспитанника.

Какие трудности у последователей Макаренко сегодня?
Безобразное отношение государства к воспитанию. В частности - введение ЕГЭ, сокращение уроков труда. Труд в школе практически под запретом.

С чего начинается коллектив?
Создание коллектива начинается тогда, когда появляется общая цель, идея. Коллектив – явление временное и создается под конкретную цель.

Лидер – кто это?
Во-первых, директор школы должен быть лидером. А. С. Макаренко стал лидером идей и образа будущего, за которыми пошли воспитанники. В него поверили.
Лидером среди ребят становится тот, кто ради общей цели больше работает и отстаивает интересы коллектива. Когда идёт общая работа, на первый план выходит тот, кто больше других трудится на достижение совместного результата.

Что делать с теми, кто разрушает коллектив изнутри?
Если коллектив создан, он сам разберется с нежелательным человеком. Часто, в среде наполненной энтузиазмом и общим делом, такой человек сам меняется и перестает создавать проблемы.
Макаренко в своей книге выражает благодарность своим воспитанникам за то, что не все проступки доходили до него. Потому что был коллектив, который сам мог это переживать и прорабатывать.

Ваше отношение к опыту республики ШКИД?
Уважение. Директор школы из того что знал и умел выжал максимум. Не было возможности создать своё производство, поэтому Виктор Николаевич Сорока-Росинский использовал свою культуру, своё обаяние, понятие добра и умение слышать других людей.
Но у него возникло больше проблем с выпускниками, когда те выросли. В жизни многие не весьма успешно прошли. Но то что он спас их в тот период, выжал из предоставленных возможностей максимум – за это он заслуживает уважения.

Как бороться с беспризорностью в России?
Пока государство не сочтет проблему беспризорников задачей номер один – улучшения ситуации не будет.

автор: admin
Теги: Макаренко
23.10.2012 00:11

Комментарии:

qwert 15-01-2013 16:41:03
Я сам большой поклонник теории Макаренко, поэтому и интересуюсь данной темой. Это надо уметь сплачивать коллектив, чтоб так организовать деятельность вокруг себя. И при этом никто на него не в обиде, все ученики, наоборот довольны тем, что они смогли перевоспитаться и победить себя. На нынешнюю молодежь методы такие нужны. Да вот только педагогов таких, от Бога, сейчас нет.
   
admin 15-01-2013 23:25:48
qwert, благодарю за участие в жизни сайта. Приятно что вложенные усилия и время не пропадают зря и в последние две недели поток посетителей на сайт немного вырос. Что не может не радовать. улыбка
Что же касается методики Макаренко, то говорить о ней еще буду. Осталось много вопросов, которые нужно рассмотреть.
Если у вас есть интересные материалы по данной теме, буду рад если вы их выложите для общего ознакомления.
   
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные авторизованные пользователи.
Авторизация / Регистрация