Образование

Система Макаренко. Интервью с В. В. Морозовым

Изображение

Второе интервью о методике Макаренко с одним из воспитанников. В. В. Морозов жил и воспитывался в детском доме, под руководством последователя Макаренко - С. А. Калабалина. Само интервью можно посмотреть здесь.

В чем суть педагогики Макаренко?

Изображение

Как воспитывать невоспитуемых? Как создать нового человека? Такие вопросы стояли перед Макаренко.
Антон Семёнович стал искать ответы на эти вопросы, прочитал много педагогической литературы, но ответы в книгах не нашел.
Пришлось находить инструменты для решения задач непосредственно на практике. На первых порах, как говорил Макаренко, ему потребовались две вещи: немедленный анализ и немедленное действие. Ему пришлось создавать совсем новую педагогику.

В колонии им. Горького Макаренко создает свой социально-педагогический проект.Этот проект есть великое деяние XX столетия, которое можно приравнять к таким открытиям науки, как атомный проект Курчатова либо космический проект Королёва.

К сожалению, до сегодняшнего дня данный проект не проработан ни на теоретическом, ни на практическом уровнях.

Какие дети попадали в колонию?

Изображение

Дети были самые разные. Были и сироты, и дети из неполных семей, дети, у которых были родители, но которые были отброшены школой. Были дети, которые брались из колонии, со скамьи подсудимых.

Был случай, когда в колонию привезли мальчика из благополучной семьи, но с непомерным эгоизмом. Родители пошли на такой сложный шаг. Ребёнок перевоспитался.

Примеры успешного применения методик Макаренко

Изображение

Люди из поселков, которые располагались вокруг детского дома, в котором жил и учился В. В. Морозов, доброжелательно относились к его воспитанникам. Поскольку ребята участвовали и помогали во всех тяжелых ситуациях. В том числе и при пожарах.

Одним из примеров успешного применения методики можно считать тот факт, что воспитанники, выйдя во взрослую жизнь, не потеряли связи и постоянно встречаются, помнят о своих воспитателях.

Какие этапы проходит коллектив по мере становления?

Изображение

Сложно сказать. Коллектив начинается со встречи. Если педагог завоевывает уважение и сердца людей, то начинается разговор о будущем коллектива, перспективах. Только после этого возможны совещания, собрания, приказы, дела.

Есть ли принципиальная разница в колонии с методикой Макаренко в 30-х, после войны и сейчас?

Изображение

Работа Калабалина является продолжением методики Макаренко. Она не копирует методику, содержит новые подходы к решению задач воспитания, соответствует характеру педагога и современным условиям.

Сама методика Макаренко сегодня не востребована. И это неуважительное отношение к нашей творческой, деловой, работоспособной педагогике.

В заключение хочу сказать, что Макаренко является единственным педагогом в России, который признан в мире. Является самым публикуемым и самым читаемым.


автор: admin
Теги: Макаренко
06.11.2012 14:31

Комментарии:

Insonika 12-02-2013 22:11:15
В системе Макаренко есть рациональное зерно, и на тот период времени его система была просто идеальна. Более того, я склонна утверждать, что и на сегодняшний день она имеет право на жизнь. Под его попечительством в Дзержинском было 600 трудных подростков и ни одного провала. А что сейчас в детдомах происходит?! Почитайте Рубена Гальего "Белое на черном". Это просто ужас.
   
berezin 13-02-2013 15:10:20
Согласен, Макаренко – это человек и педагог с большой буквы. Был поражен этим человеком еще, когда фильм посмотрел о его методике. Немного позднее ознакомился и с принципами работы. Методику нужно осваивать.
   
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные авторизованные пользователи.
Авторизация / Регистрация