Образование

Опыт МВТУ. Часть I

Р-7

Не могу оставить без рассмотрения историю развития учебных процессов в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Кроме того, что этот университет является моей альма-матер, и я выделяю его из общего числа учебных заведений просто по понятным психологическим причинам, этот университет внес еще и огромный вклад в дело создания «русского метода обучения».

Записи выкладываю конспективно.

Московское ремесленное учебное заведение 1830-1868

МРУЗ

Московское ремесленное учебное заведение

Cлободской дворец

История университета началась с организации в 1830 г. Московского ремесленного учебного заведения (МРУЗ) на базе Московского воспитательного дома, который был создан для сирот из русских поданных и изначальной целью его создания было формирование в России третьего сословия – сословия вольных людей, призванных «служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах».


Постановка учебной работы

Лекция по химии

Для проведения учебных занятий был утвержден штат из четырех профессоров, десяти преподавателей по разным предметам, одного механика для управления всеми работами, 18 мастеров по различным ремеслам и одного смотрителя модельного кабинета, кабинета физики и библиотеки. Общее руководство учебными занятиями осуществлял помощник директора – смотритель классов.

В МРУЗе были определены два направления обучения – механическое и химическое. Предусматривалось шестилетнее обучение.

Учебный план включал в себя теоретическую и практическую подготовку по трем разрядам: подготовительному, состоящему сначала из двух, а затем трех классов; мастерскому, состоящему из трех классов, и рабочему.

Теоретическое обучение в подготовительных классах предусматривало чистописание, изучение русского языка, арифметики, алгебры, геометрии в приложении к ремеслам, географии, рисования и черчения. Практическая часть заключалась в производстве изделий из картона, дерева, жести.

После подготовительного разряда успевающие ученики переводились в первый класс мастерского разряда, менее успевающие оставались в том же классе, неуспевающие переходили в рабочий разряд, а неспособные к занятиям исключались из МРУЗа.

В первом классе мастерского разряда продолжалось освоение предметов подготовительного курса, в основном в форме упражнений, и начиналось изучение физики и механики. Практические занятия проходили в мастерских, где учащиеся знакомились с основными технологическими процессами.
Во втором мастерском классе преподавались некоторые предметы первого класса и вводились курсы химии и теории построения паровых машин. Практическое обучение заключалось в совершенствовании какой-либо одной профессии.
В третьем мастерском классе учащиеся продолжали изучать механику, а также переходили к изучению руководства по изобретению и проектированию машин и химической технологии. Практическая часть обучения посвящалась сборке и испытаниям машин.

Воспитанники рабочего разряда занимались только освоением какой-либо специальности.

Режим работы учащихся был весьма напряженным. Занятия (кроме воскресенья) проводились с шести часов утра до восьми часов вечера с перерывом на обед и краткий отдых. Только в среду и субботу учебный день длился до обеда.


Мастерские для практического обучения

Слесарная мастерская

В 1830 г. для практического обучения были организованы мастерские: слесарная, кузнечная, столярная и модельная, токарная по дереву, малярная, картонная, олово- и меднолитейная, жестяничная, граверная и бронзовая. В 1836 году были упразднены сапожное и портновское ремесла и открыта чугунолитейная мастерская.


Проведение экзаменов

Химическая лаборатория

Перевод из низших классов в вышестоящие проводился по результатам экзаменов. При этом экзамены носили публичный характер – на них приглашались почетные опекуны, купцы, фабриканты, заводчики и другие заинтересованные лица. К каждому экзамену выставлялась экспозиция изделий, чертежей и рисунков, выполненных воспитанниками, и лучшие из них отмечались специальными наградами.


Первый выпуск

Москва. 19 век

Летом 1839 г. в газете «Московские ведомости» было опубликовано следующее сообщение: «… От Комитета Ремесленного учебного заведения объявляется, что в сентябре месяце сего года имеет быть выпуск из оного заведения до 30 воспитанников, окончивших полный курс теоретического и практического учения.

Назначенные к выпуску воспитанники имеют общие понятия о всех мастерствах, коим обучают в заведении, но каждый имеет основательные познания в том мастерстве, к которому наиболее оказался способным.

Мастерства, коим обучались воспитанники, суть следующие: кузнечное, слесарное, токарное, столярное, жестяничное, модельное, резное из дерева, футлярное, переплетное, литейное из меди и олова, граверное. Сверх всего некоторые могут заниматься прикладным и химическим производством, как то: составлением красок, солей, кислот и приготовлением разного рода свечей, мыла и пр. …

Комитет ремесленного учебного заведения уведомляет гг. заводчиков, фабрикантов и ремесленников, буде кто пожелает иметь сих воспитанников в своих заведениях, благоволили бы относиться в оный Комитет с показанием, по какой отрасли промышленности и на каких условиях желают иметь выпускников, означая место заведения, адрес.»


30 сентября 1839 года состоялись публичные испытания, на которых присутствовал почти весь Опекунский совет и множество фабрикантов и заводчиков. К этому же событию была приурочена выставка изделий выпускников. В результате 17 учащихся были выпущены по мастерскому разряду и девять – по рабочему, причем все рабочие остались в МРУЗе. В течение краткого времени все 17 ученых мастеров заняли руководящие посты в промышленности.


Организация опытного завода

Литейная

С первых лет создания МРУЗа его руководство хорошо понимало необходимость наличия в училице полномасштабного промышленного предприятия, выпускающего реальную продукцию и лабораторные установки. Востребованность такого предприятия также объяснялась возможностью для учащихся на практике осваивать курс обучения.

В 1848 г. в МРУЗе открылась механическая мастерская, средства на оборудование которой были выделены по указанию императора Николая I после посещения им училища. Впоследствии мастерская была преобразована в опытный завод.

Именно с этого времени начала складываться ставшая позднее знаменитой «русская система обучения ремеслам» как сочетание теоретической подготовки и практическое обучения основам фабричного производства, в отличие от ремесленного обучения предшествующих лет. Воспитанники МРУЗа последовательно проходили все этапы создания машины – от получения простейших деталей до сборки и испытаний. И это были реальные изделия, разработанные и изготовленные в училище по заказам промышленности и отвечавшие на тот момент самому высокому уровню развития техники. При этом МРУЗ зарабатывал немалые средства для своего существования. Николай I, подробно ознакомившись с учебным процессом, указал на необходимость развития механических работ. Практически сразу же завод начал производить оборудование для многих предприятий России.

Только в 1860 году на заводе были выполнено 324 заказа для промышленных предприятий, в том числе и спроектированные в МРУЗе турбины, насосы и паровые машины.

Во время Крымской войны в 1854-1856 годах учащиеся и сотрудники ремесленного заведения изготавливали на заводе зарядные ящики с принадлежностями, лафеты и артиллерийские орудия с передками, которые по качеству не уступали аналогичным изделиям, выпускавшимся в Арсенале. За эту работу МРУЗ был удостоен высочайшей благодарности.


Участие в выставках

Паровая машина

Уже через 30 лет после начала своей работы МРУЗ активно участвовал в российских и международных выставках.

Важную роль в международном признании МРУЗа сыграла Всемирная Парижская выставка, на которой учебное заведение представило двенадцатисильную паровую машину, станки собственной разработки, новую конструкцию динамометра. Большой интерес вызвали демонстрационные приборы по механике профессора А.С. Ершова, поскольку в то время это был основной фундаментальный и прикладной курс в технических школах. По результатам участия в выставке МРУЗ был награжден Почетным дипломом, двумя серебрянными и тремя бронзовыми медалями.

На этой выставке впервые получил высокую оценку «русский метод обучения ремеслам».


Выводы:

1. Обучение в МРУЗ включало в себя как хорошую практическую подготовку (благодаря работе в многочисленных мастерских), так и получение теоретических знаний.
2. Присутствовало со стороны учащихся ответственное отношение к учебе и к экзаменам, которые проходили в присутствии Опекунского совета и представителей промышленности.
3. Обучение шло фабричному производству, а не ремесленному. При этом выполнялись реальные заказы на поставку промышленных машин. Учащиеся получали передовые знания.
4. Ведение научных и технологических разработок силами профессорского состава, наличие денежных средств от выполнения заказов промышленности и финансирование со стороны государства ускоряли учебный процесс.

автор: admin
Теги: МВТУ
12.01.2013 16:41

Комментарии:

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные авторизованные пользователи.
Авторизация / Регистрация