24.01.2017 18:24
admin: Боевые роботы, точнее говоря, дистанционно управляемые боевы...
22.07.2016 19:35
admin: Еще одна цитата из книги, которую считаю интересной для публ...
Книга «Живая организация». Генетические алгоритмы в производственных процессах
25.03.2016 16:32
admin: … Я пошёл своей собственной тропой, не зная и не спрашивая н...
23.08.2015 16:51
admin: В принципе, связка Excel и SolidWorks может помочь добиться ...
Считается, что российские университеты на 600 лет младше своих западных собратьев и развивались своим, особенным, путем. Так ли это на самом деле? И вообще, что в современное время понимают под словом Университет?
Историки, изучающие историю университетского образования, полагают, что за свою тысячелетнюю историю Университет изменился так, что по сути многие слова о нем не несут то содержание, которое было заложено в них изначально.
Под университетом понимают определенного рода вывеску, торговую марку, бренд, знак качества, который позволяет оказывать определенного рода услуги. Такой университет является продуктом развития пиар-технологий.
Если у Вас есть желание ознакомиться с темой развития университетского образования в Западной Европе и России, советую просмотреть передачу «Час истины. Традиции университетского образования».
Передачу можно просмотреть на сайте redmedia.tv.
В ходе просмотра я делал заметки, которые и изложил ниже.
ТРИ БАЗОВЫЕ МОДЕЛИ УНИВЕРСИТЕТА
Доклассический университет. Средневековый. Это просто корпорация. Ее главное черта – это автономия. Университет обладает судебными привилегиями. Это судебная автономия. Например, студента нельзя арестовывать и судить, кроме как в Университете. Студент является гражданином своего университета, а не, например, гражданином города. Университет и только университет дает ему ученые степени.
Классический университет. Такую модель университета можно было наблюдать с середины 19 до половины 20 века. Университет, это место, где живет наука. Многие черты корпорации исчезают, поскольку наука требует государственной поддержки.
Массовый университет. Со второй половины 20 века, в конце Второй мировой войны, университет становится кузницей массового высшего образования. Там не удается сохранить интенсивность научного поиска, которая была в 19 веке.
Некоторые черты прошлого дожили до настоящего дня, но они совершенно кардинально изменились. Внешние традиции остаются, а смысл уходит.
Например, карцер. В средневековом университете это нечто страшное, средневековая тюрьма. В современном Гейдельбергском университете побывать в карцере является для студентов доброй традицией, веселым местом. В 19 веке нельзя было быть студентом и не посидеть хоть немножко в карцере.
Следует сказать, что доклассический Университет никогда не имел никакого отношения к сообщению конкретных навыков. Т.е. там не учили работать с циркулем, киркой или любым другим навыкам. Там даже не учили оперировать человека. Вплоть до 17 века на медицинских факультетах никогда не делались вскрытия. Это было кардинальным новшеством. Медицинский университет до этого времени было сугубо теоретическим. Это были именно общие знания, но не науки.
Университет совмещал в себе функции, как сейчас принято называть, начальной, средней и высшей школ. Но постепенно, особенно с эпохи Реформации (XVI — начало XVII века), университеты становятся институтами высших образований.
В XVII веке Государство перестает доверять университетам. Это видно по многим параметрам. Самый яркий пример - появление государственного экзамена. Т.е. просто носитель ученой степени уже не может вступить в должность.
УНИВЕРСИТЕТЫ НЕ РАСТУТ КАК ГРИБЫ ПОСЛЕ ДОЖДЯ
Нам кажется, что в каждой стране должен вырасти университет. Но по отношению к системе высшего образования эта схема совершенно не работает. Университеты не растут как грибы после дождя. Они переходят из одной страны в другую. Это процесс экспансии.
Когда-то Германия была отстающей страной по отношению к Италии. В Италии было много университетов, в Северной Германии почти ничего. Потом в Германии стало много университетов (конец XV – начало XVI веков). Университеты пошли дальше и к концу XVI века они пришли в Восточную Европу. Они там только появляются. А в Прибалтике они появляются вообще только в середине XVII века.
Процесс становления новых университетов достиг границ России в XVII веке. Важная предпосылка к появлению университетов – нужны образование и знания, религиозные споры.
Мы не можем говорить о появлении высшего образования в России без контекста, не вспоминая, что был раскол, что была необходимость противостоять контрреформации, противостоять натиску иезуитов на православные земли Речи Посполитой. И это всё требовало создание академий.
ПЕТРОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Период возникновения первых университетов в России недалек от периода Реформации (XVI – первая половина XVII столетия) в Западной и Центральной Европе. Собственно говоря, процессы возникновения университетов в России непосредственно связаны с Реформацией.
До истории возникновения Московского университета были другие высшие школы и университеты в России. Например, Славяно-греко-латинская академия в Москве. Надо сказать, что само слово Университет в России появилось в Петровскую эпоху. Ранее применялось слово Академия.
Университеты в России появляются в очень сложную эпоху. Потому что рубеж XVII – XVIII веков – это эпоха распространения, наряду с прежними идеалами образования, еще и различных идеалов просвещения, у которых совершенно иной подход к школе, высшей школе, знаниям.
Просвещение, по сути своей, до предела утилитарно, прагматично, технологизированно. Просвещению не нужно то образование, которое давалось ранее.
Наиболее крупным деятелем Просвещения в Россия является Петр I, который до предела технологизировал русскую школу. Ему нужны были инженеры, специалисты по изучению полезных ископаемых, артиллеристы, географы, картографы, баллистики.
Петр создает академию наук, по тому типу, по которому существуют королевские научные общества в Англии, во Франции. Основная цель этих объединений ученых – это экспертиза научных разработок для государства. Петр стремится создать такое научное общество в России, но неожиданно, создает внутри этого общества университет. Т.е. термин появляется, а что на самом деле создает Петр, это тот вопрос, на который истории пытаются по разному ответить. То, что создано Петром, напоминает аспирантуру внутри академии наук. На академию наук возлагаются функции по воспитанию ученых.
Петровский университет не имел никакого влияния на общество. Известно, что первые студенты были привезены профессорами из Германии. Приглашали академиков, и они привозили с собой студентов, потому что Петербург был малолюдным и некому было учиться. Слово студент не обозначало принадлежность к корпорации. Эта была должность. Тебя зачисляли на должность студента, тебе платили жалование, ты считался закончившим университет, когда ты переходил на следующую должность. Следующая должность была, к примеру, переводчик. Ты переставал быть студентом, а переставал быть записанным в Университет.
Влияние восточноевропейских университетов (Пражский, Краковский) на становление российских университетских традиций было минимально. Восточноевропейские университеты утратили роль мощных научных центров в эпоху классических университетов и российские университеты восходили к первоистокам - германским университетам. Немецкое влияние было очень сильно с начала XIX века.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УНИВЕРСИТЕТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Вильгельм фон Гумбольдт выразил основные принципы Университета нового поколения.
Первый принцип – Образование через науку. Настоящее образование достигается не переписыванием старых тетрадей, а научным поиском.
Второй принцип – Единство исследования и преподавания. Студент и профессор, они принципиально равноправны. Они вместе занимаются научным поиском. Лучше всего этот принцип был виден в научно-исследовательских лабораториях. Выдающийся химик, Либерман, говорил, что “Я собственно ничему не учу своих студентов. Я даю им реактивы, горелки. Я смотрю, что у них получается. Если что-то не получается, я подсказываю. Раз в неделю мы собираемся, обсуждаем результаты. Я могу откорректировать, я задаю общее направление, но каждый работает сам. И есть только одна жалоба, это жалоба нашего сторожа, который никак не может закрыть лабораторию на ночь.”
Третий принцип – Единство науки. В таких условиях, наука – это главное. И она одна и не делится на свои маленькие участки.
СПЛАВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НАУКИ. ГЁТТИНГЕН
Эпоха Просвещения в целом привела к деградации университетов, но были отдельные примеры, которые можно считать прорывами в будущее. И таким, конечно, был Гёттинген. Это единственный университет, где идеи Просвещения удалось сплавить со средневековым устройством. И это произошло благодаря просвещенной опеке со стороны государства.
Гёттингенский университет
И это привело к совершенно новому облику университета. Благородный образ жизни. Наука стала элементом дворянского благородного образа жизни. Наукой стало заниматься интересно. Приезжали графы, бароны, даже наследные принцы в Гёттинген и они работали в химических лабораториях, они делали доклады на заседаниях юридического общества и т.д.
В Германии университет всегда распределен по городу, по маленькому городу, и можно сказать, что весь город это университет. В этом тоже отличие гёттингенского и российского университетов.
ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ
Несколько слов о Лицее. В основу Царскосельского Лицея легла модель, характерная для университетов Британии. Базой Лицея послужила консервативная средневековая модель, которая, в принципе, внутри себя науку не вмещала. Там науку не преподавали, там занимались воспитанием личности джентльмена.
Царскосельский лицей, в котором учился А.С. Пушкин
Главное для подобного образовательного учреждения– это система воспитания. Всё заранее решено за тех, кто воспитывается. Набор книг, которые они читают. Расписание очень строгое, практически нет свободного времени. Науке, как свободе поиска, нет никакого места.
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка Александровской реформы очень сложна. Раньше она выглядела достаточно линейно. Вся университетская историография была призвана иллюстрировать тезис о том, что у России особенная стать, что Россия является уникальным случаем в развитии высшего образования, в развитии университетского образования. Мы подчеркивали свои особенности и очень линейную схему выстраивали. Мы не смотрели, как развиваются университеты Европы, мы смотрели только на собственные университетские уставы. Причем смотрели на эти уставы не исходя из достаточно полного сложного анализа той эпохи, которая породила эти уставы, а смотрели глазами либеральной профессуры второй половины XIX века, которая смотрела на историю развития университетов в России очень прямолинейно. С ее точки зрения были правильные либеральные уставы 4-го и 63-го года, и неправильные разрушающие традиции корпорации 35-го и 84-го годов.
Но такой взгляд на историю университетов достаточно странен. В настоящее время историки пытаются показать, что все было достаточно сложнее. И русские университеты – это противоборство трех властных центров: Государство (желает и создать новый университет и, в то же время, культивирует средневековые традиции), профессорская корпорация (требует средневековых вольностей, кумовство), Студенты (для них университет является социальным лифтом, массовость студенчества делает невозможным применение старых университетских приемов и традиций).
АРИСТОКРАТИЯ
Почему высшие аристократы не учились в университетах? Был Царский лицей, но это было начальное образование. Одной из целью Александровских реформ было привлечь аристократию в университеты. Почему и был выбран Гёттинген в качестве одного из ключевых образцов.
Попробуем выстроить теоретическую модель. Есть чистая классическая модель и есть те смешанные варианты, о которых мы сейчас постоянно говорим. И вот та модель Александровского времени, которая содержала и элементы утилитаризма и средневекового университета и будущей модели классического университета. Главной особенностью утилитаризма было то, что студента ориентировали на будущую службу и для этого им по выпуску из университета присваивали ранги. Значит, социальный рост был актуален для того, кто не мог иначе устроиться по службе, т.е. для разночинцев.
Сама модель университета больше была настроена на привлечение разночинцев. Профессора первых двух десятилетий XIX века все были разночинцами. А дворянин-аристократ не считал, что разночинцы могут его чему-то научить.
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
Фабрикой интеллигенции был университет. В силу того, что университет не выполнял той функции, которую должен был выполнять (учить науке) из университета выходили те люди, которые создавали революцию.
Так, у профессора-историка в Московском университете Василия Осиповича Ключевского, за долгую преподавательскую жизнь, были лишь единицы учеников, которые защитили докторские диссертации. Т.е. мы видим ситуацию, когда у нас есть университеты, у нас есть профессора, у нас есть студенты, у нас есть государство, но нет у нас единого целого, нет некого договора между всеми этими силами о продвижении неких ценностей, которые являются общими для каждого.
Комментарии: