Образование

Встреча культурно-исторического кружка 13 февраля

Германия двадцатых годов

В пятницу вечером провели очередную встречу культурно-исторического кружка. Продолжали разбирать тему «Что такое фашизм».

В этот раз речь шла о «бессознательном» Фрейда («раскаленном хаосе» по Ницше). Обсуждали как происходит прорыв из глубин психики «Машины зла» - оно же расчеловечивание.

Многим из нас знакомо высказывание Фридриха Ницше: «Культура — лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». Читая эти строки, нам следует помнить что в глубинах психики скрываются не только неутоленные влечения и древние инстинкты, но и истоки трех важнейших духовных двигателей человеческого бытия — совести, любви (не сводимой к физиологическим проявлениям) и творческого вдохновения. «Дух покоится на бессознательном… Человеческая духовность не просто неосознанна, а неизбежно бессознательна», — утверждает Франкл.

Это базис для того самого «упрямства духа», о котором пишет Франкл в своих книгах, и который напрямую связан с его устремленностью в будущее. Перенеся тот же принцип на целое общество, можно сказать, что общество обладает устойчивостью, способностью к сопротивлению и развитию до тех пор, пока имеет образ будущего.

Приходу фашистов к власти в Германии, когда «машина зла» явила себя во всей своей мощи и беспощадности, предшествовала утрата немцами образа будущего.

В фильме «Змеиное яйцо», режиссера Ингмара Бергмана, показана атмосфера в Германии времен «пивного путча».

Бергман воссоздает атмосферу растерянности, отчаяния и затапливающего людей страха (в сценарии он называет это «атмосферой подкрадывающегося паралича»). Улицы города еле освещены, ледяной ветер насквозь продувает плохо одетых прохожих. Привычный порядок жизни сломан. Поезда перестали ходить по расписанию. Инфляция галопирует. Безработица достигла чудовищных масштабов. Правительство мобилизовало для охраны Берлина войска чрезвычайного назначения. Несмотря на это, в городе под покровом ночи творится насилие.

Кадр из фильма «Змеиное яйцо» режиссера Ингмара Бергмана
Кадр из фильма «Змеиное яйцо» режиссера Ингмара Бергмана

Рефреном через весь фильм проходит повторяемая на разные лады фраза о том, что немецкое население потеряло веру в будущее.

Доктор Вергерус, ставящий над людьми эксперименты, демонстрирует Абелю кадры, на которых запечатлен человеческий поток, уныло текущий по улицам Берлина. Вергерус дает такой прогноз: «Эти люди не способны осуществить революцию — они слишком унижены, втоптаны в грязь. Но через десять лет десятилетние станут двадцатилетними, пятнадцатилетним будет по двадцать пять. Ненависть, унаследованную от родителей, они соединят с собственным идеализмом и нетерпением. Один из них облечет в слова их невысказанные чувства. Он пообещает им будущее. Он предъявит требования. Он заговорит о величии и жертве. Молодые и неискушенные заразят своей смелостью и верой усталых и изверившихся. И тогда свершится революция, и мир рухнет в крови и пламени».

Фашисты действительно пообещали немцам будущее — и вывели нацию из состояния раздавленности, подключив ее к чрезвычайно мощной энергии. Вопрос в источнике этой энергии.

Подлинный образ будущего подключает человека к созидательной энергии. Он подразумевает, что дорога в благое будущее открыта для всех. И что на пути к будущему всякий получает возможность развиваться и восходить.

Лжеобраз будущего предполагает, что пропускные билеты туда выдаются избирательно. Будущее — не для всех. Такая модель будущего подключает его строителей к энергии «машины зла». В соответствии с официальной нацистской Программой умерщвления «Т-4» («Акция Тиргартен¬штрассе 4»), в будущем не оказалось места сначала для душевнобольных, умственно отсталых и наследственно больных граждан Германии (в первые годы действия программы их стерилизовали, дабы они не плодили себе подобных, «загрязняя» расу, позже — массово уничтожали). Затем выяснилось, что в будущем нет места и для инвалидов.

Характерно, что необходимость массовых убийств нацистские пропагандисты обосновывали не только соображениями «расовой гигиены», но и экономическими факторами. Осенью 1939 года была разработана пропагандистская формула 1000:10:5:1. Она означала, что на каждую 1000 людей приходится 10 нетрудоспособных, из этих 10 нужно оказать помощь пятерым, а одного — ликвидировать. Согласно нацистской статистике, по этой формуле надлежало уничтожить примерно 70 тысяч человек, что давало экономический эффект в 885 440 000 рейхсмарок (средства, сэкономленные благодаря тому, что уничтоженных не надо содержать и лечить).

А затем в список тех, кому не место в будущем, были включены целые народы (евреи, цыгане), «социально опасные элементы» (коммунисты), нетрудоспособные узники концлагерей, больные «остарбайтеры»... И так далее.

Через всё наше обсуждение прошла тема «бессознательного» и «образа будущего». Лишь зная о степени влияния этих факторов на человеческую психику можно пытаться понять природу фашизма. Собственно говоря, эти два фактора проходят ключевыми элементами сквозь весь подготовленный для обсуждения материал.

Материал с обсуждения:

Расчеловечивание

Расчеловечивание. Фрейд. Франкл

Расчеловечивание и Образ будущего

Запуск Машины зла-1

Запуск Машины зла-2

Запуск Машины зла-3

автор: admin
14.02.2015 14:32

Комментарии:

admin 29-05-2015 20:34:22
Нашел интересный и важный материал о методах давления на человека в гитлеровской Германии.

Бруно Беттельгейм, американский психолог и психиатр австрийско-еврейского происхождения, в 1938—1939 как еврей был в течение 11 месяцев узником Дахау и Бухенвальда. Был освобожден из концлагеря по амнистии, объявленной к дню рождения Гитлера. Осенью 1939 переехал в США. В октябре 1943 в американском Журнале патологической и социальной психологии появилась ставшая тут же знаменитой статья Беттельгейма о повседневном существовании в нацистских лагерях -- Индивидуальное и массовое поведение в экстремальных ситуациях.")

"...В гитлеровском государстве страх за собственную жизнь был не единственной причиной, делавшей для человека невозможным внутреннее сопротивление системе. ...Вот одна из них: «Хайль Гитлер!». Оно преследовало человека повсюду — в пивной, в электричке, на работе, на улице, и позволяло легко выявить тех, кто придерживался старых «демократических» форм приветствия.

Для сторонников Гитлера это приветствие было символом власти и самоутверждения. Произнося его, лояльный подданный ощущал прилив гордости.

Для противника режима «Хайль Гитлер!» выполняло прямо противоположную роль: каждый раз, когда ему приходилось публично здороваться так с кем-нибудь, он тут же осознавал, что предает самые глубокие свои убеждения. Пытаясь сохранить самоуважение, человек должен был убеждать себя, что «Хайль Гитлер!» для него ничего не значит, что он не может изменить свое поведение и должен отдавать гитлеровское приветствие. Самоуважение человека основывается на возможности действовать в соответствии со своими убеждениями, и единственный простой способ сохранить его — изменить убеждения. Задача облегчается тем, что большинство из нас испытывает огромное желание быть «как все». Каждый знает, как нелегко вести себя «странно» даже по отношению к случайному знакомому, встреченному на улице; но в тысячу раз тяжелее быть «особенным», когда это угрожает твоей собственной жизни. Таким образом, много раз в день антинацист должен был стать мучеником или потерять самоуважение.

...Большинство людей, подчиняясь требованиям системы, принуждающей их к конформизму, начинает ее ненавидеть, а в конечном итоге испытывает еще большую ненависть к самому себе. И если система может противостоять этой ненависти, то человек — нет, поскольку ненависть к себе разрушает личность."
   
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные авторизованные пользователи.
Авторизация / Регистрация