Образование

О важности полноценного навыка чтения

Ясюкова. Формирование полноценного навыка чтения

В продолжение к предыдущему посту добавляю краткий конспект по лекции Ясюковой, касательно важности формирования в школе навыка чтения и внедрения научной парадигмы образования.

Только 30% старшеклассников обладают полноценным навыком чтения
По результатам своих наблюдений в школе, Ясюкова Л.А. констатирует, что только 30% старшеклассников выходит с полноценным навыком чтения. То есть они понимают полностью любые тексты, которые читают.

Остальные школьники испытывают проблемы с освоением прочитанного, что в свою очередь вызывает проблемы с написанием сочинений, грамотным составлением фраз.

При чтении художественной литературы сильные затруднения вызывают места с описаниями природы, в которых присутствуют моральные метания героев, философские рассуждения. При встрече со сложноподчиненными длинными предложениями учащиеся перестают воспринимать смысл того, что читают. Поэтому они и не читают. То есть виноваты не компьютеры, не планшеты, не телевизор. Источник проблемы в том, что детей не научили читать.

Важность эффективности человека в ведущей деятельности
Леонтьев в свое время говорил что человек чувствует себя хорошо, когда он эффективен в ведущей деятельности. У школьника ведущая деятельность учебная. Если у него с учебой плохо, в сравнении с другими чувствует себя не очень хорошо, то счастливым и адаптированным он не будет никогда. То есть сколько бы психологи не играли и не занимались тренингами, адаптировать и успокоить детей не получается.

Наука против картинок
Почему советские образовательные программы были успешными? В советское время был пиетет науки, т.е. считалось что если мы будем развивать науки, то мы решим все проблемы. Потому что главное понимать объективные законы окружающего мира. Считалось, что если мы разовьем науки, а дети освоят науки, то мы решим все проблемы.

Советский научно-фантастический фильм «Планета бурь»
Кадр из советского научно-фантастического фильма «Планета бурь»

Сейчас у нас академическую парадигму образования сменили. У нас сейчас, по словам Людмилы Аполлоновны, всё попроще, в картинках, заучивание и пересказ.

Психологи вспомнили что у нас наглядно-образное мышление, что мы не правильно детей обучаем и науки стали заменять картинками. Психологи сделали то, чего делать было не надо. Выготский во втором, третьем, пятом томах своей работы ругает начальную школу именно за то, что в случае, если программа построена на наглядно-образной основе, за четыре года начального обучения закрепляется детское дошкольное дефективное мышление. Потом что-то исправить в средней школе бывает сложно. Т.е. изучать надо науки.

В следующем посте продолжу выкладывать заметки по просмотренной лекции.

автор: admin
20.06.2015 20:42

Комментарии:

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные авторизованные пользователи.
Авторизация / Регистрация