24.01.2017 18:24
admin: Боевые роботы, точнее говоря, дистанционно управляемые боевы...
22.07.2016 19:35
admin: Еще одна цитата из книги, которую считаю интересной для публ...
Книга «Живая организация». Генетические алгоритмы в производственных процессах
25.03.2016 16:32
admin: … Я пошёл своей собственной тропой, не зная и не спрашивая н...
23.08.2015 16:51
admin: В принципе, связка Excel и SolidWorks может помочь добиться ...
МООК – массовый открытый онлайн курс. Что это и для чего такие курсы нужны – эти вопросы освещает Яков Сомов, сооснователь проекта «Лекториум», на конференции Media Makers.
Что такое МООК?
МООК – это открытый онлайн курс с массовым интерактивным участием, c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, одна из форм дистанционного образования.
В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса, таким как видео, чтение и домашние задания, массовые открытые онлайн-курсы дают возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества студентов, преподавателей и ассистентов.
С точки зрения формата МООК это: ролики, тесты, форум, дедлайны, большая аудитория. Всё это известные вещи. Форум нужен для обратной связи студентов с преподавателем и его ассистентами (часто - это те же самые студенты). Дедлайн используется для повышения у людей мотивации пройти курс.
Большая аудитория – отличительная черта открытых курсов, которая заставляет искать новые форматы обучения.
Почему ВУЗы стали делать такие курсы?
На сегодняшний день все ведущие вузы создают онлайн курсы так называемого открытого формата. Они бесплатные и высококачественные, они собирают колоссальную аудиторию. И очень важно понять, почему все двигаются в данном направлении.
По мнению ведущего, создание курсов позволяет решить четыре задачи:
1. Продвижение. Самое главное – это продвижение. ВУЗы делают курсы, чтобы продвинуть свой брэнд, своего преподавателя, образовательную программу, технологию.
2. Отбор. Из большой массы людей мы можем отобрать интересных нам студентов и пригласить на собеседование, пригласить работать.
3. Инновационная педагогика и самоаудит – человек, который начинает обучать 10 000 человек одновременно, решает совершенно другие задачи. Самоаудит – поиск ответов на такие вопросы как: А какой предмет нужен? Как приглашать людей? Как создать курс и где его размещать? Как проанализировать статистические данные учебного процесса?
4. Образование. Образование стоит только на четвертом месте. Часто стоит задача познакомить подразделения с работой друг друга, наладить связи. Образование здесь далеко не главное.
И еще раз вопрос: Зачем создаются подобные курсы?
Сейчас стоит задача сделать образовательный Youtube. Стоит задача аккумулировать всё образование мира. В эту гонку включилось много государств.
Проблемы курсов
Формат курсов наследует несколько проблем формата медиа:
- Аудитория курсов очень неровная. Кому то интересно, а кому то совершенно не интересно.
- Слабая мотивация аудитории. Тяжело удерживать внимание человека. Современный человек зачастую не готов упорно усваивать сложную информацию.
- У нас клиповое сознание. Люди реально хотят получать информацию только небольшими кусочками.
- Согласно данным статистики порядка 5% людей доходят до конца, выполняют целиком весь курс.
Противники курсеровского формата, лекториумского формата говорят, что ребята, это очень неэффективно. 5% - это очень мало. С точки зрения образования – это мало. А с точки зрения продвижения, отбора и т.д., ребята, да у меня колосальная аудитория, которой я коснулся, которая теперь знает про биоинформатику, инженерное дело и т.д.
Решения для курсов
Решения схожи с теми, что есть в медиа:
1. Геймификация. Это делается с целью удержать внимание человека. Один из классических примеров – курс записывается на фоне стеллажа, каждую лекцию на стеллаже меняются приметы. К пятой лекции люди понимают, что это шарада. Ты же не можешь уйти с курса, не узнав, чем вся эта штука закончится.
2. Временной формат. Создатели курсов полностью перерабатываем формат преподавания. После 7 минут резко падает интерес. Поэтому все попытки взять обычный видеоматериал, порезать его на куски и добавить тесты закончились неудачей. Они не работают, потому что этот видеоматериал изначально предназначен для оффлайн аудитории.
Иная структура материала. Полуторачасовую оффлайн лекцию возможно уместить в двух 10 минутных роликах.
3. Акцент на личности автора курса. Если вы будете каким-то образом заниматься образовательным видео, сделав акцент просто на личности преподавателя, показав какой он живой, вы просто колоссально выигрываете по трудозатратам.
Примечание – речь идет не об академических курсах, а практикоориентированных. С помощью такого стандарта, считает автор, мы не можем начать преподавать квантовую физику, потому что она должна быть очень четко структурирована. Совершенно другой подход должен быть.
Время экспериментов
В академическом образовании происходит время экспериментов. По сути это просто взрыв. Пришли новые технологии в которых никто не разбирается и поэтому издателям курсов катастрофически не хватает специалистов. Например, нет специалистов таких как продюсер образовательных курсов. Лекториуму пришлось такую программу открыть.
Выяснилось, что телевизионщики, со своим жестким телевизионным стандартом, не могут делать такие курсы. И их практически невозможно переучить.
Гибридное обучение
Курс, после того, как его выложили вовне проходит проверку множества студентов. Выявляются опечатки, спорные моменты, проводится корректура. Создатели курса благодарят людей за их работу бета тестерами.
Получается суперкурс, который прошел работу с немотивированной аудиторией, и переводится во внутри вузовское обучение. Получаем потрясающий материал для гибридного обучения.
К примеру, рассказывает Яков, мы делали курс для нобелевского лауреата Терри Каллагана. Курс Томского государственного университета. ТГУ заказало у нас курс, мы его сделали, они опубликовали его на курсере. Задача гибридного обучения – прогнать его через внешнюю аудиторию, через лекториум на русском языке, через курсеру на английском языке. А потом ВУЗ будет использовать у себя как спецкурс, как дополнительные материалы. Потому что Терри Каллагану уже 83 года, он пожилой и не может читать курс три месяца.
Лекториум открывает лабораторию
Для того чтобы работать в этой среде, Лекториуму приходится изобретать новые инструменты. Осуществляется попытка изучить тему как вообще люди обучаются, что на них влияет. Есть информация по длине видео, коэффициенте дискриминативности в тестах и еще много всего интересного. Но может мы чего-то не знаем. Мы хотим собирать сейчас данные, анализировать и т.д.
Два инструмента, который Яков Сомов привел в своем выступлении:
1. Курс как путеводитель. Если раньше предполагалось, что учитель – носитель знаний, то сейчас мы говорим про то, что учитель – это как путеводитель. С курсом та же самая история. Добавляйте в курс кучу дополнительных материалов, не бойтесь ссылаться на другие ресурсы, курсы других авторов и т.д. Это всё очень важно. Почему? Потому что курс должен быть не просто как бутылка воды, которую выпил, насытился и всё. А он должен, по мнению выступающего, быть как бутылка текилы, ее выпил и с неё только начинается.
2. Курс как клуб. Нам нужно придумать, как сделать так, чтобы на курсе получалось сообщество. Сообщество это очень сложно, вырастить на курсе сообщество… Получается сделать это примерно на трети курсов.
Сообщество это такое существо. Его сложно вырастить. Оно может сделать для вас колосальную работу и им очень сложно управлять. У Лекториума есть целый штат, который занимается выращиванием сообщества и поддержкой курса.
Личные впечатления от выступления
Массовые открытые онлайн курсы – это новое слово в образовательном процессе. Это эффективная технология продвижения продукта и отбора людей, но положа руку на сердце, не могу сказать, что мне сильно понравился способ передачи знаний. Это стремление быстро-быстро впихнуть знания, дать много видео и графической информации оставляет впечатление некоего образовательного фастфуда. Ребята, а где конспекты? Где нормальные экзамены с теоретическими вопросами и задачами? Где большая самостоятельная домашняя работа студентов? Что останется в голове через неделю-месяц неприменения знаний в жизни? В конце-концов, какую книгу или тетрадь можно будет пролистать, чтобы вспомнить материал?
Если попытаться сравнить МООК с учебным процессом в институте, то это примерно то же самое, что прочитать методичку вместо учебника. Методичка хороша как дополнение к уже имеющимся знаниям, в этом ее назначение. И в этом качестве я готов поддержать подобный формат.
Комментарии: