24.01.2017 18:24
admin: Боевые роботы, точнее говоря, дистанционно управляемые боевы...
22.07.2016 19:35
admin: Еще одна цитата из книги, которую считаю интересной для публ...
Книга «Живая организация». Генетические алгоритмы в производственных процессах
25.03.2016 16:32
admin: … Я пошёл своей собственной тропой, не зная и не спрашивая н...
23.08.2015 16:51
admin: В принципе, связка Excel и SolidWorks может помочь добиться ...
Email: tkachevdm@mail.ru
Краткие заметки по прочитанному.
Разбираем шестую главу книги «Общество знания. История модернизации на Западе и в СССР». Материал содержит размышления авторов о роли науки в построении мировозренческой архитектуры западного общества. Сейчас я хочу остановиться на ключевых моментах.
Во-первых, биологизация общества до прочтения книги у меня связывалась в основном с именем Чарльза Дарвина, от работы которого «Происхождение видов» цепочка связей тянулась с Томасу Мальтусу. Однако авторы книги утверждают, что нельзя связывать понятие естественного отбора только с этими именами. Теория происхождения и развития человека дополнялась размышлениями всего западного научного сообщества, в том числе и таким мыслителем как Карл Маркс. И термины «жизнеспособность», «голос крови», «влияние почвы», «естественный отбор» не остались в прошлом, а продолжают влиять на настоящее и формировать будущее.
подробнее
Перед тем как рассмотреть шестую главу книги «Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР» я хочу вернуться к старым статьям «Машина Зла» и «Машина Зла-2», которые мы рассматривали на клубе в 2015 году.
Еще тогда меня терзало сомнение по поводу объективности исследований, которые проводили западные психологи. Милгрэм и Кавани искали причины "помешательства" немецкого народа во время Второй мировой войны. И они спасовали перед задачей, отказались от продолжения экспериментов после того, как получили неожиданные для себя результаты. Вывод ими был сделан следующий – человек изначально является вместилищем Зла.
подробнее
Авторы книги «Общество знания. История модернизации на Западе и в СССР» в пятой главе рассказывают о двойнике «общества знания» - глобальном терроризме.
Согласно мнению авторов, Запад всегда выстраивал отношения и внутри себя и с внешними силами по схеме «субъект-объект». Такой тип взаимодействия не предполагает созерцательного мировосприятия. Всё нужно проверить на прочность, подчинить, устранить угрозу. Угроза была всегда, она необходима западному обществу. Есть некая граница, фронтир, который отгораживает цивилизованное общество от угрожающей извне силы. По такой схеме Запад жил столетиями и XXI век показывает, что ничего не изменилось. Фронтир по прежнему существует между Западным миром и другими, но, как оказалось, эта граница существует только в мировосприятии западных людей, но никак не в реальном мире.
подробнее
Четвертая глава книги Г. В. Осипова и С. Г. Кара-Мурзы «Общество знания. История модернизации на Западе и в СССР» посвящена отношениям между формирующимся «обществом знания» и биосферой.
Авторы строят свою статью на том факте, что человечество совершило беспрецедентный прорыв за последние сто лет в области энерговооруженности. Такой прорыв привел к усилению давления на биосферу со стороны человека до степени, при которой та утратила механизмы воспроизводства и саморегуляции.
«Общество знания» по прежнему не учитывает фактор энергии в своих экономических моделях. Это связано с несколькими причинами. Первая из них – вера в технологии будущего и решения с их помощью всех встающих перед человечеством проблем. Вторая – приверженность экономических школ старым ценностям – экономической рентабельности и прибыли. Не в последнюю очередь такая твердая позиция экономистов объясняется наличием искусственного языка, на котором идет обсуждение экономических вопросов.
подробнее
Ранее я уже писал о спорах в научных кругах по поводу развития техники и ее влияния на общество.
В третьей главе книги «Общество знания. История модернизации на Западе и в СССР» подробно обсуждается отношение к техническому развитию на Западе. Авторы книги перечисляют людей и организации, которые являются наиболее важными идеологами и создателями мира будущего.
Основываясь на докладах групп Медоуза и Линнемана, западные элитарии обосновывают разделение человечества на Мировой город и Мировую деревню и рисуют тотально неутешительную картину человеческого общества будущего, при условии, конечно, если сохранятся текущие тенденции мировой экономической и политической жизни.
Поскольку материала, заслуживающего внимания, в третьей главе действительно много, я разбил текст на блоки и оформил в виде презентации к докладу на клубе.
подробнее
Подготовил и преобразовал в удобный для электронных читалок формат рассказ жителя славного города Ярославля о его поездке на Кубу. Может кому пригодится. В транспорте на/с работы чтение доставит, уверен, много положительных эмоций.
Человек интересно описывает солнечную, танцующую и такую непохожую на нашу страну республику Кубу.
«Я вот очень люблю такие моменты. Ты только прибываешь в страну, ещё почти ничего о ней не знаешь, и внутри бесится сладкое чувство предвкушения, одновременно присутствует и небольшой жим-жим. Перед тобой – весь мир, вся твоя жизнь, и всё зависит только от тебя. Тебе никуда не надо мчаться, о чём то там думать, тебя никуда не везут. Я называю это чувство «пред». Очень сладко. Квинтэссенция свободы, свобода горячая, в чистом виде, она пенится, бьёт ключом, хлещет через край, и приятно кружит голову. И ещё, что немаловажно – тепло, и если не повезёт с ночлегом, не подохнешь.»
подробнее
Возвращаюсь к книге «Общество знания. История модернизации на Западе и в СССР». Вторая глава «Постиндустриализм и Новое время: разрыв непрерывности или ускорение».
Авторы книги склоняются в своих рассуждениях к выводу, что «общество знания», родившееся в ходе кризиса второй половины XX века, не является качественно новым обществом и несет в себе болезни проекта Просвещения.
Попытки Дэниела Белла, создателя теории постиндустриального общества и автора труда «Грядущее постиндустриальное общество», представить дело так, словно между техническими системами начала XX века и второй половиной XX века, существует разрыв непрерывности, не выглядят убедительными по двум причинам:
- люди, строящие «общество знания», являются носителями культурного кода «старого» индустриального общества. Человек не изменился;
- тип техники нового общества, установка на технизацию жизни вокруг человека, не изменились.
подробнее
В СССР человека тянули вверх. А потом партийная элита нажала кнопку и выпустила из клетки Зверя.
Отрывок из 2 тома сборника «Суть времени» Сергея Кургиняна.
---
---
Человек — существо бесконечно сложное, в нем все намешано: добро, зло, пакость, геройство… И под тонкой пленкой всего, что представляет собой он (а ему-то как существу 40–50 тысяч лет, не более), все звериное-то кипит. Он часть этой природной, звериной среды. Он из нее вышел. Он создал для себя искусственную среду обитания. Он создал способы управления этой средой, он создал себя самого. Он безумно сложное существо.
И внутри этого существа, конечно, есть зверь. Ну, скажем совсем грубо: там, внутри каждого человеческого существа, сидит хрюкающая свинья — вот этот зверь затаившийся. Для того чтобы этого зверя отделить от человека, существуют табу, запреты, начиная с древнейших (не буду их перечислять), моральные регуляторы, религия… Все это существует для того, чтобы «свинью» не выпускать из клетки, чтобы посадить ее в клетку и там держать.
подробнее
Большая выписка из второго тома сборника «Суть времени». Принципы проекта Модерн. Специально привожу без излишней схематизации и упрощений, дабы не только дать работу памяти, но и оставить поле для размышлений.
"Вот это и есть то, что русские должны принести в XXI век, ибо иначе не получается. Безутешительность перестает работать. Отсюда вывод: при катастрофическом состоянии, в котором находятся русские, у них есть потенциал для того, чтобы продолжить развитие за пределами Модерна. По ту сторону катастрофы Модерна, которая началась. В 2008 году она началась! Это витки катастрофы Модерна.
А у других стран нет возможности это делать. Да, это русская исключительность! Она никого не топчет. Она всех спасает. Она никому не плюет в лицо. Она всем протягивает руки. Но она есть."
-----
-----
Первый принцип Модерна. Не будем здесь ссылаться на Руссо и его последователей — Сен-Жюста или Робеспьера, которые говорили, что человек хорош и его надо исправлять. Эти последователи рухнули и уступили место совсем другим силам, которые утверждали, что человек плох и надо его приковывать цепью закона. Зверя — приковывать цепью закона.
Вот этот принцип — не лишенный романтизма, поэзии, а главное, даже и здравого смысла, очень близкий американским просветителям и их пуританской сути и далеко не чуждый Западу вообще, — этот принцип сумел организовать великие дела на протяжении нескольких веков.
подробнее
Продолжаю разбор книги Г.В. Осипова и C.Г. Кара-Мурзы «Общество знания: история модернизации на Западе и в СССР».
Сегодня разбираю первую главу книги "Кризис индустриализма и идея «общества знания»".
Причины кризиса индустриализма
Как уже говорилось в книге ранее, человек живет в мире природы (биосфере) и мире техники (техносфере). Кризис индустриализма состоит в том, что биосфера Земли, развитие которой ограничено физическими условиями планеты, с появлением человека сосуществует с техносферой, развитие которой ничем не ограничено. В индустриальную эпоху мощность техносферы быстро достигла того критического уровня, при котором биосфера не может выдержать воздействия техники.
Система знания и устройство человеческого общества оказались неадекватны этой реальности — в знании и обществе отсутствуют блоки и механизмы, гармонизирующие сосуществование одинаково необходимых для жизни сфер.
подробнее